Киберпанк является поджанром научной фантастики, рассказывающим о мироустройстве и жизни общества недалекого будущего. Особенностью киберпанка является чрезвычайно высокий уровень развития технологий. Отличительной чертой литературных произведений, фильмов и компьютерных игр в этом жанре считается внедрение результатов передовых технологических и научных достижений в жизнь среднестатистического человека.

В отличие от обычной научной фантастики, киберпанк концентрирует внимание на развитии различных информационных технологий, виртуального пространства, генной инженерии и кибернетики. Особенностью произведений в этом жанре является также рассмотрение философских, теологических и социологических мотивов, которые сопровождают процесс бурного развития науки, активно изменяющей общество и каждого человека.

Фильмы в жанре киберпанк часто сосредотачиваются на конфликте между искусственным интеллектом и человечеством. Действующими лицами подобных фильмов являются роботы, андроиды, люди с искусственно модифицированными телами и хакеры. Протагонист зачастую является стражем правопорядка или борцом за права угнетенных каст населения (чаще всего именно роботов). В качестве противоборствующей стороны представлено правительство, огромная корпорация или террористическая группировка.

Сюжет фильмов, относящихся к жанру киберпанк, разворачивается в ближнем будущем. Место действия обычно представляет собой постиндустриальный огромный город, где использование технологий различными способами является частью обыденной жизни. Здесь прослеживается также деление на касты. По своей атмосфере киберпанк перекликается с фильмами в жанре нуара, создавая отдельный поджанр – технический неонуар. Литературные произведения, в свою очередь, активно используют клише детективной фантастики.

Классические персонажи киберпанка являются отчужденными одиночками, которые не вписываются в представленное общество. Как и в нуаре, главный герой является жертвой обстоятельств, втянутой в рассказываемую фильмом историю. Протагонисты являются антигероями, действующими в личных интересах.

Столпом жанра, сформировавшим многие его клише, считается «Бегущий по лезвию». Эта адаптация одного из лучших романов Филиппа Дика считается прародителем жанра киберпанк в кино. Фильм рассказывает о недалеком будущем, в котором созданные искусственным путем существа (репликанты) являются рабами людей. Несмотря на то, что в прокате картина потерпела сокрушительный крах, выпущенной через 10 лет режиссерской версии удалось исправить ситуацию. Сейчас «Бегущий по лезвию» считается культовым фильмом. Во многом именно благодаря ему в 1999 году появилась «Матрица», которую многие зрители и критики считают лучшим представителем жанра.

К отличным примерам киберпанка и техно-нуара следует отнести картины «Робокоп», «Трон», «Джонни-мнемоник» и «12 обезьян». Огромное влияние на развитие жанра имела японская анимация, в том числе аниме «Боевой ангел Алита», «Акира», «Призрак в доспехах», «Эрго-прокси» и «Евангелион». На телевидении элементы киберпанка активно использовали создатели сериалов «Кукольный домик», «В поле зрения», «Почти человек» и «Мистер робот». Отметить также следует таких представителей игровой индустрии, как «Metal Gear», «Deus Ex» и «System Shock». Каждая из представленных игр получила массу хвалебных отзывов, в том числе за удачное использование стилистики киберпанка.

Киберпанк продолжает развиваться и радовать зрителей. Этот сравнительно новый жанр кинематографа рассчитан на определенную нишу, поэтому его представители чаще получают культовый статус, нежели баснословные кассовые сборы. Возможно, исправить ситуацию удастся продолжению «Бегущего по лезвию», премьера которого назначена на осень 2017 года.

Показать больше в Сцена

2 комментария

  1. Michail

    Август 29, 2017 в 12:10

    «Кто я» охуенный фильм тоже, хотя к киберпанку наверное никакого отношения не имеет

  2. Fargoname00

    Август 29, 2017 в 12:13

    А как же фильм «Взлом» про Кевина Митника

Оставить комментарий